В связи с последними событиями у Парка Победы, я, как человек, регулярно имеющий дело со строительством, считаю нужным дать развернутый комментарий относительно обрушения мембраны Спортивно-концертного комплекса "Петербургский" (СКК). И в первую очередь хочу выразить соболезнования родным и близким Матвея Кучерова, погибшего при выполнении работ по демонтажу.
Что вообще случилось?
31 января 2020 года во время плановых работ по демонтажу натяжной кровли-мембраны в СКК произошёл обвал. Он похоронил под собой весь комплекс и одного монтажника.
Стоп, а зачем кому-то вообще понадобилось избавляться от СКК?
Эта история началась еще в 2018 году, когда Санкт-Петербургу для проведения Чемпионата мира по хоккею 2023 года потребовалась новая ледовая арена. Имеющийся Ледовый дворец не дотягивает до требуемой вместительности, а реконструировать СКК было слишком дорого или вообще невозможно (тем не менее, результаты экспертизы показали, что достаточно произвести ремонт мембраны крыши - прим. С. Забурдаева).
Мероприятия по полному уничтожению комплекса обернули в пеструю бумагу "обновления" и начали работы еще до объявления тендера на них. На новом месте собрались построить безликую арену (и, по информации "Новой газеты", около 300 тыс. кв. метров жилья - прим. С. Забурдаева). Стоимость проекта составила 25 миллиардов рублей, не более 10 из которых должно быть выделено из городского бюджета.
Почему произошёл обвал?
А вот тут, друзья мои, и начинается самое интересное. Крышу начали демонтировать специально для того, чтобы обрушить все здание. Ведь это огромная экономия бюджета: не нужно долго разбирать, вызывать минеров, использовать пиропатроны. Пара кранов и газовых резаков - копейки.
Но это цветочки.
Включайте логику. Что нужно, чтобы равномерно обрушить круглую натяжную мембрану, состоящую из 56 стальных лепестковых полотнищ толщиной от 6 до 12 мм и закрепленную на 112 вантах с нагрузкой под 200 т на каждой?
Нужен огромный, сложный и детально проработанный проект, который предполагает аккуратный спуск износившегося металлического полотна и последующую реконструкцию скелета здания. И, как минимум, в этом проекте будет отражено, что это дело надо начинать равномерно и одновременно с двух или четырех - а то и более - сторон.
Сотрудники субподрядной компании должны были начать демонтажные работы по всему периметру здания с четырех кранов этапами - захватками по 10 штук. В реальности же получилось иначе: обрезали 14 креплений с одной стороны и подряд, а до кучи закинули на натяжную крышу мешки-тонники с песком. В практике подобных работ это нужно не просто для веса, но и для уравнивания давления на различных участках мембраны. На 15-м крепеже силовое кольцо, которое 40 лет сжималось невероятным давлением, получило простор для сдвига и, не задумываясь, этим воспользовалось. Логическое завершение.
Интересно, что ни у кого на строительной площадке этот план не вызвал никаких вопросов. На что они надеялись? На то, что на последнем крепеже она сама медленно опустится? И ох, друзья мои, это ещё не п*здец.
Почему погиб рабочий?
Правила техники безопасности - это библия любого строителя. Да, пусть местами они бывают нелепыми или излишне нудными; но они существуют для охраны самого ценного - наших жизней. Плюс ко всему они сводят к нулю - или хотя бы минимуму - вероятность происшествий и предотвращают повреждения самого объекта работ и последующие судебные тяжбы.
Итак. Два монтажника в подвесной люльке перерезали крепежи вант на крыше, находясь постоянно над внешним силовым кольцом - прочным железобетонным основанием крепежей мембраны. И, когда крыша начала бы падать, втягивая стены внутрь и по периметру, при таких раскладах, никто бы не пострадал. Но один из рабочих покинул люльку. Из расшифровки переговоров рабочих следует, что это произошло по настоянию начальства, которое было недовольно скоростью демонтажа. Монтажники приняли решение страховаться короткой веревкой, а потом, в целях оптимизации, продолжили работу и вовсе без какой-либо страховки.
Куда торопились?
А теперь вишенка на этом торте из говна. Для компании, которая занималась сносом здания, жизненно важно было успеть закончить все работы по демонтажу до 1 февраля. Ведь именно тогда Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) должен быть принять заявку на включение СКК в перечень Объектов культурного наследия.
Важное дополнение! "А кто это сде-е-е-лал?!" Вице-губернатор Петербурга Максим Соколов заявил, что Смольный не в курсе, кто занимался сносом СКК.
Станислав Забурдаев