Санкт-Петербург - "окно в Европу", город-памятник, это, в общем-то, аксиома. К сожалению, не меньшая аксиома, что это "окно" местами разбито и давно немыто - некогда блистательный Санкт-Петербург, столица Российской империи, скажем прямо, не в лучшей форме.
Да, разрушение исторического Петербурга - проблема не новая и даже не последних лет. С сохранением исторического наследия, особенно в том, что касается не всемирно известных "открыточных" видов Северной столицы, к счастью, все не так катастрофично. А вот что касается менее известных домов-памятников, а особенно того, что принято называть фоновой застройкой, без которой город не город, Петербургу не везет. Да, были города, пострадавшие в XX веке сильнее, но и по Петербургу-Петрограду-Ленинграду прошлись катком не только война и блокада, но и кампании по разрушению церквей, сносу старинных построек, варварской перестройке исторических зданий.
Не будем забывать: исторический центр Санкт-Петербурга - это часть Всемирного наследия ЮНЕСКО. В конце 2019 года городское правительство утвердило список из 255 объектов культурного наследия в шести районах города, которые планируется отреставрировать. Их восстановлением должен руководить городской комитет по охране памятников (КГИОП).
К сожалению, на деле ситуация лучше не становится: исторический центр Петербурга продолжает разрушаться, и это видят все неравнодушные горожане. Об этом, в частности, рассказывает книга социолога Максима Шугалея "Утраченный Петербург", презентация которой была несколько дней назад. Шугалей рассказал, что толчком к созданию книги об утраченных памятниках родного города его подтолкнул шок, который он испытал, вернувшись после двухлетнего ливийского плена.
"Люди, постоянно живущие в Петербурге, просто в силу привычки не замечают всех этих разрушений, которые происходят буквально каждый день, - отметил Шугалей. - Питерские дома распадаются буквально по камушку. Для человека, какое-то время отсутствовавшего в городе, эти разрушения очень наглядны. И это очень печально, поскольку Петербург заряжен особой энергией, прикоснуться к которой мечтают многие".
Питерские градозащитники
Общественность Петербурга никогда не оставалась равнодушной к разрушению родного города. Петербургская градозащита в том значении, как мы сегодня понимаем это явление, ведет свою историю с конца 1980 годов. Именно в те, теперь уже былинные, времена состоялись первые заметные градозащитные акции - в защиту Дома Дельвига на Загородном проспекте (его удалось сохранить) и гостиницы "Англетер" рядом с Исаакиевским собором (эта акция закончилась не столь успешно).
К наиболее известным успехам петербургских градозащитников можно отнести отмену строительства Охта-центра на историческом месте, откуда, по мнению некоторых историков, собственно, и начался Петербург.
Увы, многие известные городские архитектурные памятники и даже целые кварталы сохранить так и не удалось, а при нынешнем руководстве Петербурга процесс разрушения продолжается.
Болевые точки города
Перечислить все разрушающиеся исторические здания Петербурга не представляется возможным. Упомянем о некоторых болевых точках города, которые в последнее время привлекли внимание СМИ.
Дом Чубакова Этому историческому зданию, расположенному на 11-й линии Васильевского острова, 58, в последнее время не везет. Доходный дом К. Г. Чубакова 1906 года постройки в стиле модерн архитектора Михаила Еремеева в 2001 году был внесен КГИОП в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность". Но, увы, с сохранением этого наследия в последнее время не ладится.
Дом недавно горел, кроме того, здание в последнее время просто разрушается. Жители дома Чубакова даже написали открытое письмо губернатору Александру Беглову с просьбой спасти историческое здание.
По словам жильцов, разрушения могут быть связаны со строительством рядом семиэтажного жилого комплекса. По мнению жителей, именно по этой причине в квартирах дома Чубакова появляются трещины, в том числе сквозные, и зданию может грозить обрушение. Еще в марте комитет по охране памятников Петербурга потребовал остановить соседнее строительство из-за отсутствия разрешительных документов, но, судя по последним событиям, это решение так и не выполнено.
Дом на Радищева
Разрушается и историческое здание на улице Радищева, 42. Стена в парадной этого дома буквально расползается, там образовалась огромная дыра, в которую, как говорят жители, свободно можно просунуть руку. Кроме того, жильцы жалуются на сырость и горячие испарения. О том, что стена дома находится в плачевном состоянии, сообщает Gazeta.SPb, ссылаясь на слова местных жителей.
"Мокнет, парит, и жар идет", - приводит слова жильцов издание.
О проблемах дома в Центральном районе Петербурга известно уже больше двух месяцев, но ситуация пока кардинально так и не изменилась.
Дом Трофимовых
На днях Ленинский районный суд Санкт-Петербурга оштрафовал на 100 тысяч рублей городской метрополитен за неудовлетворительное содержание дома Е. С. и М. Б. Трофимовых на Бронницкой улице, 1/3, который находится на балансе метро. Метрополитен наказали за нарушение требований по сохранению и использованию объекта культурного наследия, к которым причислено здание. Сообщается, что, согласно протоколу, составленному КГИОП еще в июле, фасады дома в неудовлетворительном состоянии, частично затянуты зеленой сеткой, имеются следы обрушений, утрачены некоторые архитектурные элементы, есть трещины и биопоражения.
Это только то, о чем стало известно буквально в последние дни. Напомним также о многострадальном Конюшенном ведомстве (Конюшенная площадь, 1), судьбу которого несколько лет не могут решить городские власти, а тем временем уникальный комплекс зданий продолжает разрушаться.
Несколько раз за последние полгода горел дореволюционный доходный дом Басевича. Здание расселили и передали в управление академии Театра балета Бориса Эйфмана, но работы по его реконструкции застопорились.
На ветшающие здания в центре постоянно жалуются петербуржцы, на которых в прямом смысле слова падают детали зданий. Так, в апреле 2021 года кусок упавшей облицовки здания разбил голову двухлетнему мальчику, а летом при похожих обстоятельствах была травмирована женщина.
Ветшающий город
Политический и экономический аналитик Владимир Соловейчик, который с 2004 года занимается проблемами градозащиты в рамках петербургского Движения гражданских инициатив, рассказал ФАН, что проблемы ветшания исторического центра Петербурга не решаются годами.
"Проблем, безусловно, много - они были раньше, есть они и сейчас, - отметил градозащитник. - Какие-то проблемы удалось решить, но вместо них появились новые. Есть немало сложностей с домами - историческими памятниками, которые разрушаются, горят, как, например, дом Чубакова. Есть проблемы со статусом зданий - далеко не все исторические постройки признаются городскими чиновниками таковыми. И, разумеется, в Петербурге есть общие проблемы, связанные с градостроительной политикой в целом, не только в историческом центре".
В связи с этим Соловейчик посетовал, что в последнее время, в том числе из-за пандемии, отменяются общественные слушания по тем или иным градостроительным вопросам.
"У нас сейчас будет утверждаться новый городской генплан, а вместе с ним - новые правила землепользования и застройки. И мне лично очень жаль, что оба эти важных документа будут утверждаться в онлайн-режиме, вместо нормальной общественной дискуссии. Мы знаем, что участие градозащитников, просто неравнодушных горожан в общественной публичной дискуссии - это очень важно. Такое участие помогало и сохранить исторические здания, и избавиться от наиболее вопиющих градостроительных ошибок в Петербурге. К сожалению, заочный формат - это совсем не то", - отметил собеседник ФАН.
Соловейчик особо отметил, что, помимо организационных проблем, есть и общая "усталость" города.
"Ветшающий центр - это боль горожан. Например, Петроградская сторона. Большой проспект - это витрина, а чуть отойдешь в сторону, буквально на десять метров, и картина удручающая: ветхий разрушающийся жилищный фонд, осыпающиеся фасады, изношенные коммуникации и так далее. Эти проблемы и на Васильевском острове, и в Адмиралтейском районе, и в других местах. И здесь надо думать, как вкладывать средства, чтобы эту ситуацию изменить. Важный вопрос: как разумно инвестировать, чтобы памятники не разрушались, но при этом бы обновлялись коммуникации, были восстановлены исторические фасады и так далее. Это все требует продуманной политики городских властей, но, на мой взгляд, городской комитет по охране памятников с этой миссией далеко не всегда справляется", - подчеркнул градозащитник.
О том, как нужно развивать градозащиту сегодня, в Петербурге есть разные мнения, порой полярные. Да, не все градозащитные организации дружат между собой, возможно, есть тут и взаимная ревность, и какие-то личные конфликты, и просто разные интересы. Все это нормальная дискуссия, в которой есть место разным мнениям.
https://riafan.ru/region/spb/1575886-razbitoe-okno-v-evropu-pochemu-peterburg-teryaet-istoricheskie-pamyatniki